представители общественной наблюдательной комиссии республики башкортостан четвертого состава приняли участие во всероссийской конференции онк в городе москве 03 ноября 2016 года в городе Москве, в Общественной палате Российской Федерации состоялась всероссийская конференция Общественных наблюдательных комиссий субъектов РФ на тему «Актуальные проблемы общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и пути их решения». ОНК Республики Башкортостан на конференции представили председатель комиссии Олег Галин и заместитель председателя комиссии Александра Дремина. В ходе мероприятия Олегом Галиным был произведен доклад на тему "Об участии членов ОНК Республики Башкортостан в разрешении конфликтных ситуаций между осужденными и персоналом исправительных учреждений региона". Деятельность комиссии Башкортостана была оценена участниками конференции и должностными лицами, участвующими в конференции, на самом высоком уровне. Председатель ОНК РБ Олег Галин отмечен благодарностью Первого заместителя Секретаря общественной палаты России, Героя России Вячеслава Бочарова.
Первый заместитель Секретаря Общественной палаты РФ Вячеслав Бочаров открыл конференцию словами о важности проводимого мероприятия. По результатам ежегодной работы Общественной палаты РФ и общественных палат регионов России готовится итоговый документ о состоянии гражданского общества, один из разделов которого будет посвящен правам человека. Многие из озвученных на данной конференции предложений будут включены в доклад, который впоследствии представят Президенту Российской Федерации. В мероприятии приняли участие первые лица и их заместители таких ведомств как Генеральная прокуратура РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, ФСИН РФ, Министерство образования РФ, СПЧ при Президенте РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченный по правам ребенка в РФ и другие представители ведомств и министерств Российской Федерации так или иначе соприкасающихся в своей работе с деятельностью Общественных наблюдательных комиссий России. Текст доклада председателя ОНК РБ Олега Галина размещен после представленных фотоматериалов. На фото: Герой Российской Федераци, заместитель Скретаря ОП РФ Вячеслав Бочаров (справа) и председатель ОНК РБ Олег Галин. Вручение благодарности Олегу Галину за плодотворную деятельность в области защиты прав человека в Республике Башкортостан. ВЫПИСКА ИЗ ДОКЛАДА О.С. ГАЛИНА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ОБЩЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
Тема доклада: «Об участии членов ОНК Республики Башкортостан в разрешении конфликтных ситуаций между осужденными и персоналом исправительных учреждений». «Уважаемые коллеги! Всем известно, что летом 2015 года по исправительным учреждениям Республики Башкортостан прокатилась волна акций прямого неповиновения осужденных. С июня и по август, осужденные отбывающие наказание в исправительных колониях городов Башкортостана Салават и Мелеуз, в том числе осужденные лечебно - исправительного учреждения, возмущенные существующим режимом и, по их мнению, неравенством среди осужденных, поощряемом администрациями учреждений, отказались выполнять законные требования администрации, отказались от пищи, устроили погром и поджоги в отрядных помещениях и локальных участках, требовали смены руководства. Переговоры руководства учреждений, психологов, руководства местного ФСИН и ФСИН России прибывшего из «Центра» с активом бунтов, на момент прибытия ОНК РБ, к серьезным результатам не привели. К исправительным учреждениям из нескольких регионов Российской Федерации была стянута боевая техника, силы специального назначения. Трагедия могла случиться в любую минуту. "Когда мы прибыли в ИК - 7 города Мелеуз, увидели, что вдоль заборов перед воротами в зону уже были выставлены медицинские носилки, я насчитал их ---. Потом сбился со счета. В готовности, с открытыми приемными дверями стояло три машины Скорой реанимационной помощи. План сил специального назначения был предельно ясен". В такой ситуации, не раздумывая, несколько членов нашей комиссии приняли решение о непосредственном участии в разрешении конфликта, с целью недопущения, или даже, создания ситуации отсутствия необходимости силового вмешательства и применения специальных средств и оружия на территории этих колоний, склонения осужденных к прекращению противоправных действий. Наша работа, конечно же, была сопряжена с риском для нашего здоровья и даже жизни, поскольку мы работали непосредственно с самими осужденными, находящимися в крайне возбужденном состоянии, требующими безоговорочного выполнения своих требований, готовыми пойти на крайние меры. Мы, члены комиссии начавшие работать в эпицентре событий, рискуя своей жизнью, зашли в места массового скопления бунтующих заключенных. В ИК – 2 строгого режима, например, мы с членом комиссии Олегом Дерябиным вдвоем зашли на плац учреждения, на котором находилось около ---сот человек осужденных настроенных крайне агрессивно, нас сразу окружили, мы оказались в центре "толпы". Примерно два с половиной часа беседовали с осужденными. Сотрудники учреждения с ПР-75 (без оружия) находились недалеко от плаца, на расстоянии 100 – 150 метров. Мы вели с осужденными разъяснительную работу по прекращению противоправных действий, принимали жалобы по накипевшим у людей проблемам. Так же многие отрядные помещения были забаррикадированы изнутри, и в них, в помещения, осужденные пропускали только членов ОНК. Нам, ОНК РБ, удалось найти общий язык с бунтующими осужденными, склонить их к прекращению акций неповиновения и протеста. Нам, ОНК РБ, удалось убедить руководство УФСИН республики не вводить спецназ на территорию колоний, для силового прекращения конфликта. Мы выступали медиационным звеном между осужденными и ФСИН, которое искало компромисс в острой ситуации. И мы его нашли. В день, работающие на местах конфликта члены нашей комиссии, принимали по 350 - 400 обращений от осужденных, причем многие из них были изначально адресованы Президенту России, Прокурору России, Уполномоченному по правам человека в РФ. Но когда мы принимали эти заявления и обращения, обратили внимание, что наименования адресатов в них были перечеркнуты и исправлены на адресата - ОНК РБ. И это говорит о доверии со стороны осужденных. Допуск членов комиссии на территорию бунтующих колоний в данной ситуации, говорит о том, что руководство УФСИН республики понимало, что среди членов комиссии нет недобросовестных людей, которые могут заняться в этой ситуации подстрекательством, или бесполезных людей, не пользующихся у осужденных авторитетом (иначе нас бы просто не пустили в колонии сославшись на особое положение, и чем бы все закончилось можно представить абсолютно точно, в зоны зашел бы спецназ, и, я думаю, его сотрудники, проживавшие во время конфликта около месяца в палатках возле зон, с осужденными не разговаривали бы, а применяли спецсредства, причем в законном порядке, и со всей ненавистью). Руководство УФСИН по РБ понимало, что мы реально можем помочь разрешить возникший конфликт и не только допустило членов комиссии в зоны, а официально обратилось в комиссию за помощью в разрешении конфликта. Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в исправительном учреждении является, конечно, прямой обязанностью персонала учреждения и ФСИН, и федеральный закон № 76 - ФЗ прямо не регламентирует участие ОНК в разрешении конфликтов между осужденными и сотрудниками ФСИН. Главной правовой основой применения мер по предупреждению конфликтов и их разрешению являются, прежде всего, нормы уголовно-исполнительного законодательства. Но на практике, в своей повседневной деятельности, очень часто именно мы, члены общественной наблюдательной комиссии, тем или иным образом предупреждаем, либо разрешаем, конфликты между осужденными и сотрудниками администраций исправительных учреждений, и делаем это именно для обеспечения соблюдения прав лиц находящихся в местах принудительного содержания. Ведь в сознании осужденного, представитель персонала исправительного учреждения, особенно сотрудник администрации или оперативный сотрудник, психологически ассоциируется им как человек непосредственно лишающий его свободы повседневно. Такое осознание положения дел уже само по себе влечет межличностный конфликт между осужденным и сотрудником ФСИН. Осужденный вынужден подчиняться, вынужден терпеть унижения со стороны некоторых недобросовестных сотрудников, и даже в неправомерных действиях к себе со стороны другого или других осужденных винить именно сотрудников, которые допустили проявление негатива одного осужденного к другому, сделали поблажки другому осужденному, а не ему и т. д. Так же, часто, создав определенное тюремное сообщество, лидеры групп осужденных отрицающих режим, пытаясь отстоять свои интересы противодействуют администрации от имени всего сообщества осужденных, маскируя свои преступные цели под видом заботы об общем благе для всех членов этого тюремного сообщества. Естественно, предпринимаемые ими в этом направлении действия вступают в противоречие с законом и пресекаются администрацией учреждения - возникает конфликт. Члены общественной наблюдательной комиссии наоборот ассоциируются в сознании осужденных (в том числе и отрицательно направленных), как простые люди из общества призванные для защиты их прав, защиты их от «тюремного произвола», люди, пришедшие к ним на помощь не по приказу или за зарплату, а по зову сердца. Доверяя члену ОНК, осужденные прислушиваются к его советам, какую линию поведения выбрать, попав за решетку, особенно если человек оказался в местах принудительного содержания впервые, и естественно, в условиях конфликта, готовы прекратить его, будучи уверенным, что ОНК разрешит его проблему. Так же осужденные видят, что член ОНК может решить с администрацией учреждения многие вопросы, касающиеся их потребностей, безопасности, справедливости, бытовые вопросы, юридические вопросы. При таком положении дел у осужденного, у которого ранее выходом из какой-то критической ситуации виделось создать конфликт, настроить группу осужденных на бунт, устроить акцию прямого неповиновения действиям администрации, есть альтернативный вариант – обратиться в ОНК. Естественно, для этого осужденные должны видеть, что члены ОНК компетентны в своей деятельности и администрация учреждения выполняет рекомендации ОНК по устранению нарушения прав осужденных. Для того, чтобы вышепредставленная модель деятельности комиссии «работала» ОНК необходимо не просто выполнять инспекторские ("надзирательские") функции, но и участвовать в жизни колонии, в жизни осужденного, причем повседневно, а не эпизодически. Необходимо искать «точки соприкосновения» с администрациями учреждений, с руководством ФСИН региона, налаживать диалог и конструктивное сотрудничество. Я неоднократно слышал комментарии в адрес нашей комиссии, что, мол, «вы легли под ФСИН, грамоты им вручаете и благодарственные письма» и многие другие комментарии. Нет, уважаемые коллеги, не так это называется. Какая наша с вами главная и единственная задача, предписанная 76 Федеральным законом? Правильно, обеспечение соблюдения прав лиц находящихся в местах принудительного содержания и содействие лицам находящимся за решеткой. Если мы будем находится в прямой конфронтации с должностными лицами ФСИН, решим мы эту задачу? Сможем помочь осужденным в решении их проблем? Сможем получить авторитет в глазах осужденных? Нет, не сможем. Коллеги, вы когда хотите решить какую-либо свою личную проблему, решение которой зависит от должностного лица, прихОдите к этому должностному лицу, посылаете его на три буквы? Начинаете диктовать ему свою волю? Уверен, что нет. Вы пытаетесь договориться. Вот и мы ведем себя в колониях не как хозяева, не как враги, а как переговорщики в интересах осужденных. Мы проводим огромное количество совместных с УФСИН нашей республики мероприятий, направленных на исправление и ресоциализацию осужденных, мы участвуем в коллегиях ФСИН и т.д. Мы именно сотрудничаем, а не противоборствуем. И эта схема работает. Приведу конкретные примеры на примере нашей ОНК. С самого начала своей работы в третьем составе нашей комиссией был взят курс на установление конструктивного сотрудничества с руководством УФСИН России по Республике Башкортостан и установление постоянного контакта с осужденными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях нашего региона. За период работы мы рассмотрели - 1051 обращение граждан из мест лишения свободы. По данным обращениям мы направили 351 обращение в администрации мест принудительного содержания и в органы власти республики об устранении нарушений прав осужденных, и о содействии в решении их бытовых вопросов, провели 197 посещений, из них 122 посещения исправительных учреждений. Кроме надзирательных, инспекторских функций комиссией было решено взаимодействовать с руководством УФСИН республики в разрешении насущных проблем осужденных, повышении их уровня жизни, ресоциализации и адаптации к жизни в обществе после освобождения. Так, например, комиссией ежегодно проводится мероприятие «Правовой десант», в ходе которого мы формируем рабочую группу из представителей министерств, ведомств и учреждений в которые по различным проблемам обращаются осужденные в повседневной жизни, и выезжаем в исправительные учреждения. В ходе мероприятия осужденные имеют возможность в «живом» режиме, глаза в глаза задать чиновникам вопросы, получить ответы, подать заявления. В состав «Правового десанта», как правило, входят представители Общественной палаты Республики Башкортостан, члены Общественной наблюдательной комиссии Республики Башкортостан, министерства труда и социальной защиты РБ, министерства здравоохранения РБ, главного бюро медико-социальной экспертизы РБ, службы занятости населения РБ, пенсионного фонда РБ, фонда социального страхования РБ, федеральной миграционной службы РБ, военного комиссариата РБ, адвокатской палаты Республики Башкортостан. В мероприятии обязательно принимают участие представители Аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Башкортостан, и Башкирский прокурор по надзору за соблюдением законодательства в исправительных учреждениях региона. Помимо оказания практической правовой помощи осужденным, у данного мероприятия есть и другая, немаловажная цель. Мы постарались, чтобы представители министерств, ведомств и учреждений, принимающие участие в мероприятии, увидели своими глазами, что в исправительных учреждениях содержатся, в первую очередь, люди. Люди, которых волнуют абсолютно те же проблемы что и граждан на свободе, что у них имеются и бытовые вопросы и вопросы связанные с исполнением государством определенных законных обязанностей перед ними. Мы сделали так, чтобы представители государственных органов посмотрели в глаза осужденным, увидели, что они намного больше, чем кто-либо, нуждаются в квалифицированной помощи, так как реально ограничены в осуществлении своих прав и, может быть, при получении обращения от человека "из зоны", более тщательно отнеслись к решению его вопроса. Так же ежегодно нами проводится благотворительная акция «Ты не забыт», для осужденных ветеранов боевых действий, в ходе которой мы поздравляем граждан, которые представляли интересы России в различных боевых конфликтах. Этим мероприятием мы показываем осужденным, что не считаем их потерянными для общества, что их заслуги помнят, что их ждут на свободе, что общество от них не отвернулось. Этим мы поддерживаем или даже возбуждаем в осужденных стремление вернуться к нормальной жизни и, конечно же, говорим им слова благодарности за добросовестное выполнение ими воинского долга, вручаем продуктовые подарки. Мы участвуем в спортивных праздниках и спартакиадах среди несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии, складываемся деньгами и участвуем в формировании призового фонда для них. И я назвал только малую часть проводимых мероприятий. Здесь можно назвать и участие в комиссиях по УДО и изменении режима, и обучающие семинары с руководством ИВС, и совместные посещения с уполномоченным по правам человека и специализированным прокурором и многие другие. Мы участвуем в повседневной деятельности ФСИН, а не только инспектируем учреждения. Для чего я привожу эти примеры. Я хочу сказать, что данные мероприятия помимо бесспорной пользы осужденным, служат и способом создания положительного имиджа общественной наблюдательной комиссии. Осужденные видят и понимают, что мы не только отвечаем им на письма, не только посещаем их, но и стараемся улучшить их жизнь в неволе, принести им пользу. Это служит мощным средством для повышения доверия к комиссии. А пользуясь доверием у осужденного, можно предостеречь его от необдуманных действий, последствия которых могут быть плачевными. И даже если эти действия произошли разрешить сложившуюся ситуацию. В ходе таких мероприятий налаживается и взаимодействие с руководством УФСИН республики и с руководством администраций в учреждениях. И в заключение, о сотрудничестве с ФСИН во благо осужденных. В конце прошлого месяца я проявил инициативу и обратился к руководству УФСИН России по Республике Башкортостан с ходатайством о разрешении строительства на территории ИК – 21 в городе Стерлитамаке православного храма и мусульманской мечети. У меня есть единомышленники, энтузиасты готовые вложить личные денежные средства в данный проект и начать стройку, от УФСИН региона необходимо было только согласие. Принципиальное согласие от руководства УФСИН несколько дней назад получено. Спасибо за внимание. Председатель ОНК РБ О. С. Галин |
||